ИОСИФ ОСТАШИНСКИЙ

Собор Парижской Богоматери

Иосиф Осташинский. Собор Парижской Богоматери.

Паперть Собора Парижской Богоматери в XVII веке.
Паперть Собора Парижской Богоматери в XVII веке
Собор Парижской Богоматери - географическое и духовное «сердце» Парижа. Расположен в западной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа - базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера (его фрагменты обнаружены во время раскопок под хором).

Болотистая почва - не лучший фундамент для капитальных построек, поэтому здания предыдущих церквей периодически разрушались, но вновь возводились прихожанами. Последнюю "временную" церковь Нотр-Дам (Хll век) разобрали по инициативе епископа Мориса де Сюлли, который задумал возвести на ее месте собор, подобного которому не было. Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском, который вместе с папой Александром lll заложил первый камень в основание хора. Хотя существует версия, что вместо Папы камень закладывал сам епископ Морис де Сюлли. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года. Вскоре Морис де Сюлли умер, и стройку продолжил его однофамилец Эде де Сюлли, при котором были закончены нефы (1196) и западный фасад (1200). Этот год можно считать завершением первого этапа строительства.

В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор - в 1345 году. Именно эти неизвестные архитекторы заложили основы нового архитектурного стиля Средневековья - готики. Хотя западный фасад (напоминает церковь Троицы в городе Кан, Нормандия, Хl век) построен по правилам романского стиля (массивные стены, характерные арки порталов и окон третьего яруса, четырехгранные башни с плоским завершением), но конструктивно собор уже готический. Вес стен и кровли распределен по большей площади, благодаря использованию несущих колонн и нервюрных сводов, что и позволило возвести грандиозный храм на болоте.

Более того, в первоначальную конструкцию заложены такие возможности по ее совершенствованияю и развитию, что никакие последующие перестройки не исказили первоначального замысла. Башни стали возводить в 1245 году и одновременно приступили к постройке капелл. К 1250 году закончили фасад северного трансепта и башни, а в 1258 году принялись за фасад южного трансепта. Аркбутаны (диаметр 15 м!) апсиды появились в 1-й половине XIV века, а полностью строительство собора Парижской Богоматери завершили только к 1345 году. Несколько веков его облик и интерьер не менялись, пока в XVII веке Людовик ХIII, страстно молившийся о рождении наследника, не дал обет Деве Марии, что в случае рождения сына она поставит в Соборе новый алтарь и Пьету. В 1638 году у королевской четы родился мальчик, будущий Король-солнце, Людовик XIV. Его отцу исполнить обет не удалось - он умер всего лишь через пять лет после рожденя наследника. И уже сын, выполняя обещание отца, затеял масштабную реконструкцию собора. Работы завершились к 1708 году, когда в хоре установили резные деревянные сидения. По желанию короля готику сменило барокко.

В XVIII веке цветные витражи заменили бесцветными, поскольку в эпоху растущей грамотности прихожане стремились на службах читать молитвы по молитвенникам, а света, проникавшего сквозь цветные стекла, не хватало. В 1793 году революционеры осквернили храм, толпа снесла головы статуям библейских царей, приняв их за французских королей (головы обнаружили при раскопках в 1977 году и поместили в Музей средневекового искусства Клюни). Церковную утварь и колокола переплавили. Сам же собор вообще был под угрозой сноса, и спасло его лишь превращение Робеспьером в «Храм Разума». В 1795 году храм закрыли, и он использовался как винный склад. Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне, который короновался в нем в 1804 году. Но даже после этого храм пребывал в плачевном состоянии - у разоренной революцией страны не было денег на его восстановление.

Спасением для Нотр-Дама стал роман Гюго, опубликованный в 1831 году. Нашлись средства на масштабную реставрацию символа нации, и в 1841 году Луи Филипп издал декрет о восстановлении собора. Реставрация шла под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814-1879). Этот талантливый парижский реставратор, архитектор, художник, археолог и теоретик искусства лучше, чем любой средневековый архитектор, знал, как должен выглядеть готических собор. Он также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен. В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась площадь Parvis de Notre-Dame. Входить в храм стало удобнее (исчезли 11 ступеней, ведущих к западному фасаду собора), тогда же был оборудован подземный музей-крипта.

После реставрации Виолле-ле-Дюка собор не перестраивали. В 2000 году стены храма очистили от копоти, и он обрел естественный серовато-белый цвет. В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243—1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

Источник