ИОСИФ ОСТАШИНСКИЙ

Епископский дворец в Асторге

Иосиф Осташинский. Епископский дворец в Асторге.

Епископский дворец в Асторге.
Епископский дворец в Асторге
Асторга (исп. Astorga, астур. Estorga) - город и муниципалитет в Испании, на левом берегу реки Туэрта. Входит в провинцию Леон.

Скромный городок Асторга известен великолепным творением Гауди – Епископским дворцом. В далеком 1902 г. в провинции Леон был издан путеводитель, в котором тогда еще недостроенный дворец в Асторге был назван лучшим неоготическим зданием в Испании.

В 1886 г. священник Хуан Грау Вальеспинос за преданное служение церкви получил назначение в Асторгу близ Леона, один из самых первых епископатов по всей Испании, основанном еще в четвертом веке. Как человек большой энергии, просветительского таланта и кристальной честности, новый прелат тут же занялся различными преобразованиями в социальной и духовной сферах вверенной ему провинции.

Наряду с открытием нескольких школ, основанием епархиального музея, священнослужитель занялся реконструкцией епископского дворца, сгоревшего через два месяца после его вступление в сан. Для этого епископ Грау, уроженец местечка Реус в Террагоне, обратился к своему знаменитому земляку Антонио Гауди. Зодчий в это время уже занимался двумя объектами: Дворцом Гуэля и Саграда Фамилия, но отказываться от заказа не стал.

Не имея возможности выехать в Асторгу для топографического анализа местности, архитектор попросил большое количество рисунков и фотографий земельного участка будущей стройки, ориентируясь на которые разработал подробный проект дворца. Чертежи, эскизы и рисунки с восторгом одобрил епископ Грау. Однако, по требованию Королевской академии изящных искусств Сан Фернандо в Мадриде, проект несколько раз возвращался автору на доработку. После множественных переделок и уточнений, проект, наконец-то, был утверждён. И в 1989 г. началось строительство дворца.

Учитывая многовековые исторические традиции города, здание предполагалось построить в готическом стиле, в который, понятно, неукротимый Гауди привнес свое понятие о том, как должен выглядеть епископский дворец. Вся постройка была запланирована в форме греческого креста с круглыми башнями, напоминающими крепостное сооружение. Необычный вход с тремя арками, фигурно скошенными книзу, поддерживает открытую круглую галерею в неоготическом стиле. Плавный переход от широкого основания дворца к несколько сужающейся вершине позволяет проникать дневному свету даже в холл и помещения цокольного этажа, не говоря уже о готическом зале трапезной на втором этаже со множеством окон, сплошь залитой светом. В сочетании с остроконечными шпилями башен и утонченным декором крыши, это также дает ощущение устремленности ввысь всего сооружения. Весь фасад здания облицован плитами из белого гранита, которые, по замыслу зодчего, должны ассоциироваться с белоснежным облачением епископа.

Таким же образом предполагалось оформить и крышу дворца. Но из-за трагической гибели епископа Грау строительство приостановилось. А в 1893 г. и вовсе прекратилось – свободолюбивый Гауди не выдержал постоянного контроля и придирок со стороны Академии и инертности и недоброжелательности жителей провинции, «всюду чинивших препятствия», отказался от продолжения работы и в ярости сжег проект сооружения, поклявшись никогда более не посещать Асторгу. Лишь в 1909 г., после смены нескольких архитекторов, Рикардо Герета завершил строительство дворца в соответствии с предполагаемым проектом Гауди. И сейчас Епископский дворец в Асторге по проекту Антонио Гауди является одним из лучших архитектурных произведений испанской неоготики.

Источник